Игры для развития детей

семейные отношения, воспитание детей, хлопоты по хозяйству
Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
Пенелопа
Сообщения: 1759
Зарегистрирован: 13 мар 2010, 13:15
Имя: Ольга
Откуда: Алексин
Благодарил (а): 12 раз
Поблагодарили: 23 раза

Игры для развития детей

Сообщение Пенелопа »

В своё время для подготовки дочки к школе искала материалы по развитию детей - скопилась целая папка. Хочу поделится. Может кому-нибудь будет интересно :smu:sche_nie:
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОТ 5 ЛЕТ
НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Игры для развития фонематического слуха
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.
Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с и ц, с и ш, ш и ж и другие
Для развития фонематического слуха, предлагаются детям этого возраста игры и упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.
Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность:
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.
- Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – а.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и.т.д.
Вариант: То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации.
Шутки - минутки.
Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.
Примеры :
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.

Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин лом.

За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.

Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.

Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.

Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба.

ИГРЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЧТЕНИЮ
"Я был в цирке... "
Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами, фишки. Играть можно и вдвоём, и компанией.
Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут. Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.
Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова.
Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.
Пантомима.
Для игры нужно сделать карточки со словами-глаголами, которые можно "изобразить" жестами.
Например: плавать, плакать, нюхать, кушать, причесываться, копать, драться, мыться, варить...
Игроков может быть немного, иначе неинтересно. Карточки раскладываются надписями вверх. Первый водящий выбирает одно из написанных действий и пытается жестами показать, что он выбрал. Другие по очереди пытаются найти карточку с соответствующим словом.
Предлоги.
Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "В", "под", "над", "с" и др.
Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.
Самодельная азбука.
Возьмите толстый альбом или офисную папку. На каждом листе нарисуйте буквы алфавита. Хотя позже на каждую букву вам понадобится больше листов. Вырезайте из старых журналов картинки, подойдут также картинки с разных коробочек - вообще любые картинки, наклейки. Вместе с ребенком наклеивайте картинки на страничку с буквой, на которую начинается слово. Под каждой картинкой делайте подпись печатными буквами.
Позже, когда ребенок освоит буквы, усложните задачу - вырезайте из журналов слова. С определенной буквой, с определенным слогом.
Игра с картинками в книжке.
Подберите для игры книги с сюжетными иллюстрациями.
Вариант1.Один загадывает букву, открывает картинку и, вперед - кто быстрее найдет на картинке предмет на загаданную букву (или кто больше назовет предметов на эту букву.
Вариант2. Один загадывает какой-то предмет на картинке: "В слове 2 буквы "Е" - (медведь)
"В слове три слога". "В слове только один гласный звук". А второй отгадывает.
Магазин.
Для этой игры вам понадобится любое лото с картинками и карточки с буквами. К лото можно добавить других картинок, вырезанных из журналов или нарисованных.
Картинки разложите на столе. Карточки с буквами и слогами сложите в сумочку. Все игроки по очереди достают из сумки карточки из сумки и ищут среди картинок на столе подходящую - предмет, который начинается с этой буквы или в названии которого есть такой слог. Если не найдет, значит "уходит из магазина без покупки".
Выигрывает тот, кто больше наберет "покупок".
Кто здесь живет?
Вам потребуется: плоский картонный домик с вырезанными окошками, можно сделать паровозик с вагончиками, самолет или даже ракету - кому что интереснее.
В окошки можно вставлять карточки с буквами, подходящие по размеру к окошкам. А можно прикрепить домик к доске и писать буквы мелом в окошках.
Прикрепите к доске домик и в пустые окошки, впишите на доске в произвольном порядке наборы букв. Ребёнок должен угадать, какие слова живут в этом домике.
Примеры: А; П; Л; И; С; Е; О - лиса, лес, осел.
Бросаемся слогами.
Играть можно и вдвоем, и большой компанией, как и в предыдущей игре, используя мяч. Один игрок называет какой-нибудь слог, а другой должен добавить к этому слогу свой, так, чтобы получилось слово. Примеры:
- Ко - …мар; … са; …тёнок; …рабль.
- Са - …молёт; …поги; … мовар.
- Де - …рево; …вочка; …ти.
Важно! Дети должны соблюдать правила орфографии: делить слова на слоги правильно и произносить их так, как они пишутся. КО – ляс – ка. Но не кА –ля –Ска.
Цепочка
Игра со словами для любого количества участников.
Выберите несколько согласных букв и запишите их на листке бумаги. Придумайте слова, которые включали бы в себя все эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним другие согласные.
Например, возьмем буквы "с", "л", "м". Составляем с ними слова: самолет, масло, салями, мысль.
Выигрывает тот, кто придумал больше слов.
Добавь букву
Игроков не менее двух. Загадывают существительные единственного числа.
Первый игрок называет любую букву из русского алфавита. Следующий по очереди должен в начале или в конце присоединить свою букву, имея в уме какое-либо слово с таким буквосочетанием. Игроки продолжают, таким образом, по очереди удлинять буквосочетание.
Выигрывает тот, кто называет целое слово.
Другой вариант, для детей постарше.
Проигрывает тот, кто называет целое слово или тот, кто не сможет добавить букву, подразумевая какое-нибудь слово.
Игрок может "блефовать", т.е. добавлять букву, слова к которой не знает. В этом случае возможны два варианта: следующий за ним игрок может либо попросить предыдущего назвать слово, и если предыдущий не сможет этого сделать, он проигрывает, либо следующий игрок сам продолжает блеф дальше, пока кто-либо из следующих игроков, наконец, не потребует назвать слово.
Этот вариант сложный, часто игрок не может добавить букву к буквосочетанию из хорошо известного слова.
Игра в школу. Учим буквы и слоги в игре.
Эти игры хороши тем, что не требуют особой подготовки. Все, что вам потребуется - это старые журналы с картинками и без.
Находим любую букву, показываем ее малышу и просим подчеркнуть или обвести все ее появления в статье. А потом подсчитываем ошибки и ставим настоящую оценку. Убиваем сразу двух зайцев — учим буквы и развиваем внимание и сосредоточенность.
Постепенно усложняем задачу: ищем слова с заданным слогом или буквосочетанием (не путайте!). Например: “до” — дом, долина, ледокол…. Следующий этап - ищем слова. Начинаем с простых - он, мы, они, дом ...
Идем в магазин. Здесь понадобится журнал с картинками. Предлагает детям найти и выбрать (обвести) только те предметы, в названии которых есть звук «К» (конфеты, молоко, диск, кофта)
Летела корова
Игроков должно быть не меньше трех.
Все садятся в круг и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Летела корова, сказала слово.
Какое слово сказала корова?
Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, “трава”. Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова – “т”, следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего “а”. Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из-под завершающего хлопка.
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
Игры на развитие понятий об окружающем мире, памяти, логического мышления, сенсорного восприятия.
Игры для развития ловкости и внимания
От года до 5 лет
Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками.
Найди цвет.
Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь жёлтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.
Радуга
Дети сидят в кругу, держа перед собой руки, сложенные "лодочкой". Один из детей или взрослый ходит по кругу и вкладывает в ладошки некоторых детей небольшие цветные шарики или предметы тех же цветов, что и радуга ( Как в игре "Колечко")
Если детей меньше семи, то сначала раздаются шарики первых 3-4 цветов радуги, затем следующих цветов.
После того, как водящий обошёл всех детей, он говорит:
"Радуга, появись! Радуга, покажись!"
Те дети, у кого в ладошках есть цветные предметы, встают в ряд по порядку цветов радуги. Остальные смотрят, правильно ли выстроилась радуга.
Первый из детей показывает свой предмет - красный и спрашивает: "У кого есть такой же?" Другие дети по кругу называют предметы, которые могут быть красными: огонь, цветы, одежда, овощи и т.д. Названия не должны повторяться. Те дети, которые в течение нескольких секунд не могут назвать предмет данного цвета, остаются в круге, но выбывают из игры. Победитель тот, кто останется последним в игре.
Если играют дети, которые умеют считать, то каждый ребенок, чей цвет разыгрывают, должен посчитать, сколько предметов его цвета было названо, или это может сделать педагог. Потом интересно обсудить с детьми, почему того или иного цвета больше или меньше на земле.
После игры дети могут нарисовать рисунки о том, как радуга-дуга раскрасила землю.
Топ-хлоп.
Игры на развитие внимания, памяти.
Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.
Примеры:"Летом всегда идет снег". Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
Светофор. Вариант той же игры, но с кружками зеленого и красного цвета.
Игра проводится по тому же принципу, Но только на правильный ответ дети показывают кружок зеленого цвета, на неправильный - красного.
Сложи картинку.
Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагончик, грибок, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Кроме рисунков, необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры - круги, квадраты, треугольники, трапеции.
Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите, из скольких частей состоит
предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из геометрических фигур по образцу.
Давай придумывать (с 3лет)
Развиваем абстрактное мышление, речь.
Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр) и карточки с изображением разных предметов определенной формы - зеркало, карандаш, яйцо, яблоко.
ВАЖНО! изображения на картинках должны быть похожи на предметы.
Например: карандаш, удочка, иголка, нож - по форме похожи на палочку;
ваза, стакан, наперсток - полый цилиндр.
Игра проводится примерно так - дети (или ребенок) садятся перед столом, у каждого набор предметов. Взрослый садится напротив, у него карточки с картинками. Взрослый показывает карточки по одной и спрашивает:" У кого предмет похож на такой карандаш?" Ребенок, у которого палочка, отвечает:"У меня!" и получает карточку с изображением карандаша.
Вариант наоборот: У детей карточки с картинками, а у взрослого разные предметы.
Дети с 5 лет могут играть в эту игру самостоятельно и без картинок, придумывая, на что может быть похож тот или иной предмет.
Ищем клад.
Учимся ориентироваться в пространстве с помощью плана
Сначала вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Проверьте с ребенком, не забыли ли что-нибудь. "Окно есть? А дверь? а телевизор? Какой фигурой мы изобразим?" Обязательно разъясните, что это вид комнаты сверху. А теперь - самое интересное. Берем игрушку или какое-нибудь лакомство, малыш выходит в другую комнату или отворачивается, а вы прячете "клад" где-либо в комнате. Ставите на плане яркий крестик и предлагаете ребенку найти клад. В начале поищите клад вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко - усложните её. Нарисуйте план квартиры, двора, а летом на даче - план участка.
Найди домик
Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением животных, птиц или других персонажей (начиная с пяти) и такого же количества домиков. Соедините каждый персонаж с его домиком волнистыми перекрещивающимися линиями. Маленьким деткам можно дать карандаш, чтобы найти нужную линию, дети постарше должны находить нужную линию без карандаша.
На что похоже?
В этой игре дети учатся создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов, логическому мышлению.
Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурками. Но можно играть, рисуя фигурки непосредственно в игре.
Взрослый показывает рисунок ребёнку и просит отгадать, на что это похоже. Затем нужно поменяться ролями - пусть теперь ребёнок рисует, а взрослый отгадывает.
Вот несколько примеров таких рисунков:
шарик, цветок, ложка, леденец, листок, капля, морковь, ушко собачки. бант, бабочка,
буква "Х", цветок ,мост, радуга, бублик, руль, колесо, мяч. очки, гантели, самокат,
велосипед, лампа, груша, матрешка, телевизор, окно,
шкаф, ковёр, коробка, змея, лента, речка, дорожка, стакан, ведро, кастрюля, цветочный горшок,
Я знаю десять названий...
Играть можно вдвоём с ребёнком и небольшой компанией. В игре используют мяч. Садятся в круг. Игроки перекидывают друг другу мяч со словами:
- Я ...
- Знаю...
- Десять (семь, пять...)
- Названий ...деревьев! (птиц, цветов, профессий, фруктов, животных, рыб, городов...)
И далее, все по очереди должны называть названия того, что было задано:
- Липа - раз!
- Береза - два!
- Клён - три!...
Тот, кто не смог ответить в свою очередь - отдаёт фант.
Как правило, в такой игре дети быстро запоминают все названия и со временем количество названий увеличивается.
Что лишнее?
Игра на развитие умение систематизировать предметы по признакам.
Картонную карточку разделите на четыре части. в три окошка наклейте предметы, относящиеся к одной смысловой группе, а в четвертую предмет из другой группы. (Транспорт и здание; животные и игрушка; посуда и книга и т.п.) Чем старше ребенок, тем ближе по смыслу категории. Например, фрукты и овощ, 3 машины и самолет; шапка, шарф, варежки и сапоги; 3 диких животных и 1 домашнее.
Архитекторы и строители.
Наверное, у всех в доме есть какой-нибудь строительный конструктор. Как правило, дети быстро теряют интерес к кубикам. Можно вновь заинтересовать ребёнка конструированием, если предложить игру "Архитекторы". Сначала объясните малышу, кто такие архитекторы.
Затем сделайте вместе с ребёнком несколько чертежей построек. Конечно, нужно использовать те элементы конструктора, что есть у вас (можно просто обводить детали конструктора на бумаге). Когда чертежи будущих построек будут готовы, предложите ребёнку сделать постройку по чертежу.
Варианты: 1. Вы строите - ребёнок затем делает чертёж готовой постройки.
2. Ребёнок делает чертёж - вы строите.
3. Один делает несколько построек и делает чертёж одной из построек.
Задача - найти постройку по чертежу.
4. Сделать чертёж и постройку по нему с ошибками.
Предложить ребёнку найти ошибки.
Детям 3-4 лет на чертежах делаем "вид спереди" или "вид сверху".
Детям постарше можно давать чертежи в разных проекциях. Конечно, сначала нужно объяснить и показать, что это такое.
Чем пахнет?
Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.
С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорить, что съедобное, вместе понюхать и попытаться определить запах - кислый, горький, сладкий, приятный - неприятный, съедобный - несъедобный.
Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.
Для смеха можно предложить понюхать какую-нибудь одежду. К примеру, папины носки.:-)
"Я луна, а ты звезда."
Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции.
Вариант для игры вдвоём: Один говорит, например: "Я - гроза!". Другой должен быстро ответить что-либо подходящее, к примеру: "А я -дождь". Первый продолжает тему: "Я - большая туча!". Ему можно быстро ответить:
"Я - осень". И так далее...
Вариант для игры группой: В игре должно быть не меньше шести человек.
Все, кроме одного садятся на стулья в кружок. В середине стоят три стула, на одном из них сидит кто-то из детей. Он говорит, например:" Я - пожарная команда!". Кто-нибудь из детей, кому первому придет в голову что-нибудь подходящее, садится рядом на свободный стул и говорит: "Я - шланг". Другой спешит на второй стул и говорит: "А я - пожарник". Ребёнок - "пожарная команда должен выбрать одного из двух, например: "Я беру шланг". Он обнимает "шланг" и они садятся на стулья к другим детям. Оставшийся один ребёнок должен придумать что-нибудь новое, например: "Я - швейная машина!" и игра продолжается...
Ярмарка. (3-6 лет)
Дети стоят в кругу. Это - "продавцы". Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов — красный, оранжевый, зеленый, синий, желтый, фиолетовый и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок.. Он - покупатель. Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:
"Ваня, Ваня, покружись,
Всем ребятам покажись,
И какой тебе милей,
Укажи нам поскорей! Стоп!"
На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала "стрелка", спрашивает "покупателя":
- Что угодно для души? Все товары хороши!
Ведущий "делает заказ":
- Хочу фрукт! (или овощ. ягоду, цветок)
Теперь ребёнок, "принявший заказ", должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.
- На тебе грушу, - говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.
Цель игры понятна - закрепляем знания овощей, фруктов. ягод, цветов. Развиваем мышление, внимание, быстроту реакции.
Ход игры может быть разным - смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ ( детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.
Времена года.
Игра требует времени на подготовку атрибутов, но она того стоит.
Подберите красочные картинки по временам года, очень хороши репродукции картин из старых журналов. Наклейте их на одну внутреннюю сторону картонной папки. На вторую сторону наклейте лист бархатной бумаги.
Ещё вам понадобится большое количество маленьких картинок, которые можно разделить по временам года. Картинки с дождем, снежинками, радугой, цветами, грибами, веточками без листьев, с почками, с листьями зелеными и желтыми; гнездо птицы с яйцами, птенцами, картинки разной одежды. В общем, картинки всего, что можно четко разделить по временам года.
Конечно, малышу 2 лет картинки предлагаются более простые, чем пятилетнему.
Все эти картинки наклейте на бархатную бумагу(бархатом наружу).
Сначала просто раскладывайте картинки по сезонам, объясняя ребенку, почему эта или иная картинка подходит именно к этому времени года.
Со временем задания усложните - разложите картинки на бархат (бархатная бумага, для того чтобы картинки не скользили) заведомо сделав несколько ошибок. Например, к осеннему пейзажу положите картинку птичьего гнезда с яйцами и ягоды клубники. Предложите ребенку найти ошибки. Затем предложите ребенку загадать вам такую же задачу
ИЗОСТУДИЯ.
Творческие игры
new!!! Вышиваем на картоне (с 3 лет)
Сейчас в продаже появились готовые наборы для вышивания на картоне. Но такие заготовки можно сделать и самим, выбрав рисунок по душе.
На кусочках картона предварительно нарисуйте контур рисунка (можно перевести через копирку с раскрасок), затем шилом проколите дырки по контуру. Дайте карточки ребенку и покажите, как толстой штопальной иглой с шерстяной ниткой или шнурком "вышивать" обозначенный дырочками рисунок. Готовую работу вставьте в рамочку.
Такая работа отлично развивает мелкую моторику, прививает усидчивость
new!!! Рамочки для панно или фотографий
Можно использовать крышки от коробок из-под маргарина, кофе, варенья, одноразовые тарелки и т.д. Для украшения подойдут узкие ленточки, декоративные шнуры, вязальные нитки, блёстки.
К задней стороны крышки приклеим ленточку или толстую нить в виде петли.
По кругу приклеим шнур или перевитые разноцветные нитки в 1 или 2-3 ряда. На нитки или шнур можно наклеить блестки.
В середину рамки вставим выполненную работу. Готово.
Утро. Яичница?
Очень хорошо! Ведь дело происходит в выходной, мы никуда не спешим и сможем наконец-то получить от завтрака истинное наслаждение. Причем в компании с ребенком!
Итак, возьмем иглу, проколем ею скорлупу (лучше всего с двух сторон) и выльем содержимое яйца на сковородку. Скорлупу промоем и немного обсушим. У нас в руках прекрасная основа для поделок. Только не забудьте предупредить ребенка, что это очень хрупкий материал.
Что можно смастерить, используя скорлупу? Разумеется, разных животных. Приделайте пластилиновые ножки, ушки, пятачок и, конечно, хвост-крючок. Получится замечательная свинка. Точно так же можно сделать мишку, собачку, зайчика. Получится и слоник (только не забудьте слепить для него красочную попону, а сверху посадить пластилинового человечка). Дайте ребенку пофантазировать и поэкспериментировать.
Можно выстроить целую композицию. Или скрепить несколько скорлупок друг за другом и сделать забавную сороконожку. Кроме пластилина вспомогательным материалом может стать цветной картон, из которого получатся клювы, усы, крылья, лапки, забавные юбочки и шляпы.
Многие дети очень любят завершать свой завтрак йогуртом. Яркие коробочки, оставшиеся от него, могут легко превращаться в человечков! Переверните коробочку и придумайте вместе с ребенком смешную мордочку.
Глаза — пуговицы (их можно пришить или приклеить), нос (горошина, пуговица, пластилин), рот (цветной картон), волосы (нитки, бумага, спички). Все это лучше продумать и заготовить заранее. Предложите ребенку сделать целую семейку: папу, маму, детишек.
Что еще есть на каждой кухне? Картошка, горох, макароны, фасоль... Отличная основа для творчества! Скрепляя между собой спичками небольшие чистые картофелины, можно смастерить любую симпатичную поделку: веселые цветы, животных (собачки, ослики, лошадки), человечков, домики... Предоставьте ребенку инициативу и увидите, какая у него богатая фантазия! Вместо картофелин можно использовать луковицы, яблоки, помидоры — все, что есть под рукой.
Макароны — и те таят массу творческих возможностей. Особенно сейчас, когда в продаже есть самые разные, даже цветные, изделия — ракушки, завитушки, спиральки. Из них можно сделать прекрасные бусы или веселое ожерелье. Возьмите лист белого или цветного картона и клей. Попробуйте создать аппликации из этого «кулинарного» материала. Ребенку помладше будет проще творить на листе, предварительно намазанном пластилином (клеить ничего не нужно, и справиться он сможет сам). Лучше заранее обозначить контур рисунка, чтобы малышу было проще выложить узор: цветы в вазе, загадочный подводный или космический мир.
Интересно получается, когда используются несколько видов материала: вместе с макаронами — фасоль, горох, подсолнечные, арбузные, тыквенные семечки. Предоставьте ребенку возможность комбинировать и фантазировать.
Спичечные коробки тоже помогут вам надолго занять малыша. Сколько всего можно сделать, имея под рукой этот материал! Самое простое — столик и стулья. Достаточно прикрепить к коробку 4 спички-ножки, и стул готов. Из них же интересно делать роботов (соединить с помощью клея, а потом раскрасить или оклеить цветной бумагой или фольгой). А можно строить змейки и другие забавные фигуры, вставляя коробки один в другой. Попробуйте сделать миниатюрный комод, сложив спичечные коробки стопкой и склеив их между собой. Это вещь не только забавная, но и полезная. Она может стать прекрасным местом для хранения дорогих сердцу ребенка мелких вещичек.
А сколько возможностей таят сами спички! Выложите их перед ребенком, скажите волшебные слова: «Из спичек разных на столе ты сотвори картинку мне» — и получите много самых разных узоров и рисунков. Из спичек же ваши дети сделают домики, крепости, шалашики, елочки, стульчики. Можно и аппликацию из спичек выполнить, используя клей или нанося рисунок на пластилин. Детям помладше целесообразно давать уже использованные спички.
А теперь заглянем в шкаф. Наверняка там есть шкатулка с нитками-пуговицами. Казалось бы, обыкновенные пуговички, а как надолго они «возьмут в плен» вашего ребенка! Начнем с изготовления бус. Можно сделать их для себя, а можно украсить великолепным ожерельем любимую куклу. Тут все зависит от фантазии. Дайте малышу пуговицы разных цветов и калибров. Дети могут по-разному сочетать их в изделии. Например, на одну нитку нанизать однотипные, но разноцветные пуговички, а на другую — одноцветные, но разных размеров, в совершенно произвольном порядке. Детям постарше можно поручить украсить пуговицами небольшой коврик или свой свитер. Продумайте вместе с ребенком узор (цветочки, звездочки, сердечки) и сделайте разметку. Пускай пришивает сам (вы потом сможете потихоньку подкорректировать работу). Вы увидите, как ваше чадо будет гордиться делом рук своих.
Вы правы, на все эти забавы не только утра, но и целого выходного не хватит. Зато какой прогресс в развитии мелкой моторики рук. Какая точность движений. Какое трудолюбие и усердие. И все это у вашего ребенка. И все это благодаря вам. Да ради такого дела не то что выходного не жалко, как бы целый отпуск не пролетел незаметно!
Татьяна Горячева tatya_tatya@mail.ru
Источник: Журнал "Игра и дети
Знакомим детей с радугой.
Расскажите ребенку, что представляет собой радуга. Простыми словами вполне можно объяснить, что после дождя в воздухе висят незаметные капельки воды. Солнечные лучи, которые просвечивают через них, видны нам в виде разноцветных полос, которые мы и знаем, как радугу. Запомнить цвета радуги Вам поможет стихотворение "Цвета радуги" (автор А. Венгер).
Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная — вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:
Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры — красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.
Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится —
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.
Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.
Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.
Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо — на нас.
Синий
В синем море — островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок —
Синий-синий василек.
Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить а лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.
Радужный альбом.
Приготовьте альбом. В нем должно быть семь листов по количеству цветов в радуге. На каждом листе вверху нарисуйте цветную полосу в виде дуги (по порядку, как в радуге).
Теперь вам вместе с ребенком предстоит работа не на один день: вырезайте из журналов и старых каталогов одноцветные картинки и наклеивайте в альбом на страницу с соответствующим цветом.
Можно вырезать разные фигурки из цветной бумаги.
Радужная аппликация.
Приготовьте наборы полос из цветной бумаги или из цветной самоклеющейся бумаги. Всего должно быть 2 комплекта (по 1/2 полоски на радугу). Один комплект наклейте на бумагу сами, завершить радугу предложите вашему ребенку.
Следующий этап: вырежьте из той же бумаги разные фигурки - можно просто кружочки с забавными рожицами. Предложите ребенку наклеить цветные рожицы на нужную полоску.
Мозаика из бумаги.
Эта техника очень полезна для развития мелкой моторики.
Нарисуйте на бумаге контур будущего изображения. Для маленьких деток это может быть какой-нибудь предмет - бабочка, цветы, сердечко, цыпленок, т.е. без мелких деталей. Затем вырежьте фигуру.
Заготовьте небольшие кусочки цветной бумаги. Лучше, если малыш сам заготовит их, порвав цветную бумагу или цветные картинки из старых журналов. Можно использовать вырезанные дыроколом разноцветные кружочки.
Намажьте клеем вырезанную форму и заполняйте её бумажными кусочками. Полученную деталь приклейте на фон.
Детям постарше можно выполнять и более сложные работы - сюжетные композиции, наклеивая кусочки сразу на фон, предварительно нарисовав контуры фигуры, которую нужно заполнить.
Примеры тем: цветы в вазе, кораблик на реке, рыбки в аквариуме и.т.п.
Объемная аппликация
С этой работой справится и трехлетний ребенок. Приготовьте цветные полоски бумаги. Шириной до 1 см. Длина зависит от темы работы. Ребенок склеивает полоски так, чтобы получались колечки. Что можно сделать из таких колечек?
Гусеница. Нарисуйте на бумаге линию - гусеницу и предложите малышу наклеивать колечки вдоль этой линии, стараясь не оставлять между ними свободного места. На колечко-голову наклейте глазки и усики.
Цветок. Заготовьте вместе с малышом колечки подлиннее. Сделайте серединку цветка и от нее в разные стороны по кругу наклеивайте колечки-лепестки.
Предложите ребенку самому придумать, что можно изобразить с помощью таких колечек.
Ложки-куколки
Hа одной из сторон деревянной ложки нарисуйте фломастером рожицу.
Возьмите кусочек цветастой материи и проделайте отверстие в середине.
Проденьте pучку ложки в это отверстие и pаспpавьте материю так, чтобы она pавномеpно облегала pучку ложки.
Тепеpь дайте эту "куколку" малышу и покажите ему, как повоpачивать,
поднимать и опускать ее, двигать взад-впеpед.
Чему же научится ваш pебенок? Игpе, пpобуждающей твоpческое начало
Снеговик из носочка
Hабейте обыкновенный белый носок обpезками белого матеpиала.
Пеpетяните получившуюся фигуру в двух местах так, чтобы отделить "голову", "гpудь" и нижнюю часть. Вот снеговик и готов.
Дайте своему малышу кусочки pазноцветной матеpии, чтобы укpасить
куколку-снеговика. Объясните ему, что тепеpь нужно наpисовать большой pот, глаза и т.д.
Когда куколка будет готова, pасскажите pебенку какую-нибудь незатейливую сказку о снеговике. Включите в свое повествование имя малыша.
Спойте какую-нибудь песенку о снеговике.
Спpячьте снеговика, а когда вы вместе с малышом будете искать его, спойте пpедлагаемую здесь песенку на любой мотив:
Где ты, где ты, мой дpужок,
Маленький снеговичок.
Я искать тебя иду,
Я сейчас тебя найду.
Чему же научится ваш ребенок? Игре, развивающей творческое начало
Рисуем кpуги
Используйте самые разные способы изображения кругов:
С помощью большого и указательного пальцев
С помощью pук
С помощью кубиков
Обводя кpуглые пpедметы (чашки, шаpы)
Рисуя кpуги pазных диаметpов каpандашом
Сажая своего малыша в сеpедину кpуга, обpазованного мягкими игpушками
Каждый pаз, делая кpуг, пpоизносите это слово так, чтобы его воспpинимал ваш pебенок. Указывайте ему на все кpуглое в вашем доме, во двоpе, и везде, где бы вы ни были.
Возьмите большой лист чеpтежной бумаги. Дайте pебенку каpандаш и, упpавляя его pукой, изобpажайте кpуги и кpужки pазных pазмеpов.
Поставьте на бумагу кpуглый пpедмет и вместе с малышом обведите его.
Чему же научится ваш pебенок? Игpе, pазвивающей вообpажение.
( Из книги Джекки Спилберг "Развивающие игры для детей")
Делаем коллаж (для детей 1,5 - 3 лет)
Подберите всяческие вырезанные картинки из стаpых конвеpтов, поздpавительные откpыток, кусочки пенопласта, куски пpяжи, веpевочки, кусочки обеpточной бумаги, фасоль и т.п. Расстелите на столе большой лист плотной бумаги или каpтона. Возьмите клей с кисточкой; тепеpь беpите по одной картинке или предмету, мажьте его клеем с одной стоpоны и пеpедавайте pебенку чтобы он наклеивал их на бумагу.
Разpешите малышу самому выбиpать пpедметы, котоpые ему хотелось бы наклеить.
Через некоторое время pебенок сможет и сам намазывать клей.
Повесьте завеpшенный коллаж на видном месте, чтобы всякий мог им полюбоваться.
Игpа с наклейкиами.
Детишки этого возpаста любят всяческие наклейки и этикетки. Сделайте сами "откpытку", чтобы послать ее дедушке, бабушке, пpиятелю или кому-нибудь еще.
Отбеpите подходящие наклейки. Геометpические фигуpы особенно пpедпочтительны, так как они помогают pебенку находить сpеди них квадpаты, кpуги и т.д. Hапишите что-нибудь
пpостое на небольшом листе бумаги, напpимеp: "Доpогой дедушка, я тебя люблю"
Объясните малышу, что обозначает написанное, и позвольте ему укpасить бумагу этикетками. Можете показать как это сделать.
Когда все будет готово, отпpавьте послание по почте тому, кому оно адpесовано.
Разноцветные макароны.
Для творческого процесса подойдут различные крупные макаронные изделия - завитки, рожки и т. п. Можно выложить из них узор, наклеить на картон и раскрасить. Очень здорово выходят забавные рожицы с лохматой шевелюрой, рыбки и водоросли, цветы.
Можно нанизать макароны на нитки и раскрасить - получатся бусы или браслет.
Песчаные шедевры.
Вам понадобится сухой песок, клей, плотная бумага или картон.
Сначала рисуем карандашом или фломастером рисунок - это может быть красивый замок,
берег моря, морское дно. Можно нарисовать или приклеить вырезанные из журналов подходящие персонажи. Теперь начинается самое интересное. Те места в рисунке, которые вы хотите отделать песком, промазываете клеем. Пока клей не высох, чайной ложкой сыпьте песок на эти места. Песок нужно насыпать так, чтобы бумага под ним не просвечивала. Оставьте рисунок на время высыхания клея. Потом стряхните лишний песок - шедевр готов!
Разноцветный песок.
Вам понадобится песок, несколько баночек из-под йогурта, краски, небольшой прозрачный стеклянный сосуд с пробкой. Эта игра требует подготовительной работы.
Сначала песок рассыпьте по баночкам (примерно на 3/4). Теперь покрасим его. Для этого разведите в баночках с водой краски, т.е. сделайте "цветную воду". Затем аккуратно залейте цветной водой баночки с песком и перемешайте как следует. (Не переборщите с водой!). Теперь нужно подождать пока песок снова станет совсем сухим. Когда песок высохнет, возьмите стеклянный сосуд и, постепенно заполните стеклянную посудину разноцветными слоями. Закупорьте сосуд, перевяжите красивой ленточкой - оригинальный сувенир готов! Если его встряхнуть, то все слои перемешаются и получится удивительный "мраморный" цвет.
Мозаика на пластилине.
Приготовьте небольшой лист картона и попросите ребёнка замазать его пластилином. Если есть семечки от арбуза и тыквы - отлично! Если нет, то насыпьте в блюдце разные крупы - фасоль, горох, рис. Предложите ребёнку выложить из этих материалов какой-нибудь рисунок или узор. Это могут быть цветы, дома, лодка на реке и много других тем. Если что-то не получилось, всегда можно разровнять пластилин и продолжить работу.
Пейзаж на пластилине.
Вам понадобятся веточки деревьев, шишки, мелкие камешки и любой другой природный материал. Точно так же замажьте пластилином картонку. Веточки будут деревья - закрепите их вертикально с помощью пластилина. листочки можно сделать из цветной бумаги и тоже прикрепить пластилином. Из мелких шишек можно сделать ёжиков. Можно изобразить море или речку, наклеив на пластилин голубую плёнку. Можно сделать снег, насыпав тонким слоем на пластилин манную крупу. Вариантов множество.
Можно снабдить малыша красками, клеем, бумагой и детскими ножницами, даже если ему еще нет 3 лет. Застелите стол газетой, чтобы не запачкать, наденьте на ребенка фартук или специальную рабочую одежду.
Создаём коллаж.
Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки - разные дома, машины, деревья, скульптуры, животных, посуду, мебель... Короче, любые красивые картинки, сортируем их по темам. Малыши постарше могут картинки вырезать самостоятельно (с трех лет).
Затем выбираем тему работ. Вот некоторые темы : "Улица", "Пейзаж", "Гости пришли", "В лесу" .
Делая такую аппликацию не забудьте объяснить ребёнку, что предметы расположенные от нас далеко, должны быть поменьше и располагать их надо в верхней части листа.
Можно создавать интересные работы не только из картинок. Используйте пластмассовые крышки от бутылок, спичечные коробки, кусочки пенопласта, ваты, фантики от конфет, кусочки фольги, лоскуты ткани, бусинки. Что из этого "мусора" можно сделать? Очень много! Вот только один пример: Крышки от бутылок - это колёса, спичечные коробки - кузов машины. Раскрашенные кусочки пенопласта могут быть чем угодно - камешками, горкой, светофором. Из лоскутов ткани (квадратик и треугольник) делаем домик, из кусочков ваты - облака. Всё это наклеиваем на картон - "шедевр" готов!
А ещё, наклеивая разные крышки и коробочки на картон, можно сделать "Цветы в вазе" (крышки - лепестки), "Сказочный дворец", Волшебную карету", "Подводное Царство" - (цветные лоскуты - водоросли и рыбки). А можно сделать композицию в стиле абстракции - просто наклеить - украсить крышку от картонной коробки всем, чем захочет ребёнок. Это может быть "Ковёр-самолёт", "Скатерть-самобранка", "Волшебная планета"...
"Шедевры" из ваты.
Материалы: листы плотной белой или цветной бумаги, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, вата, краски, кисточка, клей.
1 Приготовьте лист голубой бумаги.
2.Сделайте маленькие ватные комочки.
3.Налейте немного клея в розетку или пластмассовую крышку.
4. Пусть ребенок обмакивает комочки ваты в клей и прикладывает к листу бумаги - получится снегопад.
5. Чтобы в нижней части листа образовались сугробы, предложите в этом месте наклеивать комочки более плотно.
Варианты:
Снеговик. Понадобятся более крупные шарики ваты, а ведро, метлу и нос-морковку можно пририсовать или вырезать из бумаги и наклеить.
Зимний пейзаж. Нарисуйте или наклейте вырезанные из журналов дома, деревья и устройте снегопад из ваты.
Одуванчики. Наклеить на зеленый лист бумаги ватные шарики, дать подсохнуть, часть одуванчиков раскрасить в желтый цвет, стебли и листья нарисуйте чем угодно.
Аквариум из коробки. Вам понадобится пустая обувная коробка, цветная бумага, лоскутки ткани, камешки, ракушки, нитки, клей.
В коробке с трёх сторон вырежьте большие окна. На задней стенке и дне создайте подводный ландшафт - водоросли, камни ракушки. Его можно сделать из любого материала. Из картона вырежьте несколько рыбок и раскрасьте с двух сторон или обклейте цветной бумагой, тканью или фольгой. Прикрепите к рыбкам нитки и
подвесьте к крышке коробке. В крышке надо сделать прорези, чтобы рыбок можно было двигать за ниточки. Все! Аквариум готов!
Комната для куклы из коробки. Делается по тому же принципу.Только окна надо сделать по-другому. Нарисуйте на сторонах коробки прямоугольник по размеру будущего окна, сделайте разрезы по верхней и нижней линиям, и в центре вертикальный разрез. У вас должно получиться окошко с раскрывающимися ставенками. Интерьер комнаты сделайте по своему усмотрению с помощью всех имеющихся в наличии материалов - кусочков ткани, меха, разноцветной бумаги.
ИГРЫ С КРАСКАМИ
Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете?
Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьётся художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А ещё проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи!
Примакивание.
Примакивание - это такой способ рисования красками. Берем кисточку, набираем на неё краску (лучше гуашь) и плашмя прикладываем к бумаге. Получается ровный красивый отпечаток. Что можно изобразить таким способом? Вот некоторые темы:
Орешки - Прочитайте с малышу стихотворение "Белочка"
Орешки, орешки у белки на тележке.
Всем она их раздаёт.
-Вот тебе, лисичка,
Это двум синичкам,
Вот зайчику, вот мишке,
Да позовите мышку,
Пусть бежит скорее к нам,
Я и ей орешков дам.
Нарисуйте или наклейте вырезанных зверюшек, которым белочка будет раздавать орешки. Предложите ребенку побыть белочкой и изобразить орешки приемом "примакивание", в лапках животных или в мисках.
Принцесса(нарядное платье). - Нарисуйте или обведите по контуру кукол в пышных платьях. Рассмотрите, какие бывают узоры на тканях. Покажите ребенку, как можно украсить платье приемом "примакивание". Это могут быть цветы, полосочки, звёздочки. Не забудьте нарисовать принцессе украшения - серьги, бусы.
Так же можно сделать красивую скатерть, ковер. Только здесь задание усложняется. Нужно нанести узор по краям - сделать кайму, стараясь, чтобы он получился симметричным.
Цветы - сначала кончиком кисти делаем серединку цветка, а затем вокруг нее по кругу "примакиваем" лепестки. Также делаем и листочки.
Деревья. Нарисуйте ствол и ветки и предложите ребенку сделать разноцветные листочки.
Птицы. Используя кисти разных размеров и разную краску, можно изобразить птичку. Самой толстой кистью делаем туловище, кистью поменьше - крылья. Той же кистью делаем хвостик - три - четыре примакивания. Головку и лапки делаем обычным способом.
Рыбки. Толстой кистью делаем туловище. Маленькой кистью плавники. А вот хвостики рыбкам можно сделать как угодно. Это может быть и длинный пышный хвост, как у золотой рыбки и короткий, прямой, и длинный. Рассмотрите с малышом картинки или лучше живых рыбок. Обратите внимание на то, какие бывают разные рыбки.
Выбери цвет.
Малышам даются трафареты с изображением различных предметов. Их задача — определить, какими цветами эти предметы могут быть окрашены (солнышко - желтое, елка — зеленая, цветок - красный, белый, синий, шапочка и т.д.).
Затем закрашивается краской лист бумаги по размеру трафарета и трафарет наклеивают на закрашенный лист.
Коробочка для подарка
Возьмите пакет из-под молока или другую коробку. Лучше предварительно обклеить её белой или другой бумагой светлых тонов. Предложите ребенку сделать красивую коробочку для подарка (стаканчик для карандашей).
Хорошо заранее рассмотреть с ребенком такие коробки, шкатулки, обратить внимание на узоры.
Для такой работы необязательно пользоваться кисточкой. Можно наносить узоры в виде цветов и ватной палочкой.
Не забудьте выполненную вместе с ребенком работу использовать по назначению.
Дорожки.
На листе бумаги или картона в разных углах нарисуйте (или приклейте вырезанные из бумаги) домики и зверюшек. Предложите ребенку нарисовать разноцветные дорожки к каждому домику, чтобы зверюшки не заблудились.
Помните, что кистью по бумаги надо рисовать сверху вниз!
Рисование
Двухлетний pебенок уже может иметь дело с темпеpой, гуашью или акваpелью.
Поместите немного водоpаствоpимой кpаски на лист бумаги и покажете малышу, как pазмазать ее по всей бумаге с помощью кисточки. Занимаясь этим он заметит как изменяются цвета, если их смешивать. В качестве кисточки можно использовать зубочистку. Окуните ее в кpаску и пpоведите на бумаге pазные линии. Hапишите с ее помощью имя pебенка. Это заинтеpесует его.
Пpевосходными кисточками могут быть палочки для чистки ушей, листья и пеpья птиц.
Малыш будет очень гоpдится pисунком, котоpый сделал сам.
Солнышко.
Сделайте на бумаге круг желтой или оранжевой гуашью (не жалейте краски) и предложите малышу палочкой для чистки ушей провести от круга лучики в разные стороны.
Ёжик.
Нарисуйте гуашью ёжика и вместе с малышом с помощью зубочисток или спичек нарисуйте ему иголки.
Елка с шариками и огоньками.
Нарисуйте елку. отдельно разведите гуашь разных цветов и с помощью ушных палочек нарисуйте разноцветные шары и огоньки.
Волшебные кляксы.
Вам понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа).
Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор. Подумайте вместе с ребёнком, на что это похоже? Можно подрисовать фломастером какие-то детали.
Варианты: можно нарисовать на половинке листа какую-нибудь фигуру - овал, треугольник и т.д; можно рисовать несколькими цветами.
Попробуйте все способы.
Картинка с двух сторон.
Вам понадобится картонный лист, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши.
Сначала надо закрасить любой краской лист картона (подойдет старая картонная папка).
Сразу же, пока краска не высохла, положите сверху лист обычной белой бумаги (лучше писчей). Прикрепите бумагу скрепками, и пусть ребёнок нарисует что-то цветным карандашом на белом листе. Если хотите, можете использовать раскраску, но рисунок должен быть простым - какой-нибудь предмет. Когда рисунок будет закончен, открепите и снимите бумагу. Смотрите, что получилось - на той стороне, что была прижата к папке, получилась цветная картинка с выпуклым, как бы оттиснутым рисунком.
Возьмите густую не разведенную водой краску (лучше использовать акриловую или гуашь) и нарисуйте цветное пятно. Кусочком картона или вязальным крючком процарапайте линии. А можно вырезать картон зубчиками и процарапать в краске гребешочки. Крючком процарапайте разные завитки. Краем картона выдавите линии крест-накрест. Сделайте отпечатки колпачком фломастера. После того как ребенок освоит эту технику, можно приступать к созданию картины. Для этого на нескольких листах бумаги нанесите краску разных цветов и разными способами процарапайте поверхность. Теперь собирайте композицию. Например, из кусочка с гребешками вырежьте водоем, из завитушек - небо с облаками, из чешуйчатой поверхности сделайте змейку и так далее. Вырезанные элементы наклейте на чистый лист бумаги.
Очень интересными получаются рисунки из точек. Для этого воспользуйтесь обыкновенной палочкой для чистки ушей. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка.
С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
Прекрасные работы можно сделать, используя отпечаток пальца. Для этой работы подойдут раскраски из книжек - мишки, зайчики, цыплята, в общем что-то пушистое. Только одно условие - рисунки должны быть крупными, без мелких деталей. Макайте пальчик в краску (неразведённую гуашь или полусухую акварель) и прикладывайте к рисунку. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!
Техника разбрызгивания. На цветную бумагу наложите трафарет. Это могут быть различные цветы, силуэты домов, деревьев. В баночке из-под йогурта жидко разведите краску. В краску опустите зубную щетку и проведите линейкой по щетине щетки в направлении к себе, разбрызгивая краску вокруг силуэта. Старайтесь, чтобы весь фон был покрыт крапинками. Снимите трафарет и дорисуйте детали на “незапятнанной” части рисунка. Можно так же использовать в качестве трафаретов листья деревьев.
Отпечатки. Для этой игры вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы. Например, квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки от духов, овальная щётка.
Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Сначала можно просто потренироваться и посмотреть какие отпечатки остаются от разных предметов. Сначала бумажную салфетку нужно положить прямо на краску. Салфетка впитает излишки краски и печатать будет легче. Затем прижимайте различные предметы сначала к салфетке, а затем к бумаге. Правда, здорово? А теперь попробуйте изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей.. Например, машину (катушка - колёса, кубики - кузов и окно); замок волшебницы, животных и.т.д.
И не надо ждать, пока наступит счастье, – возьми и наступи на него сама…
Ответить

Вернуться в «Дом, семья, дети...»