Чугуный мост через Оку в Алексине

Неожиданные и интересные факты из истории нашего города и района.
Ответить
Аватара пользователя

Автор темы
ALiKA
Сообщения: 4338
Зарегистрирован: 22 май 2008, 08:49
Имя: Татьяна
Благодарил (а): 34 раза
Поблагодарили: 36 раз

Чугуный мост через Оку в Алексине

Сообщение ALiKA »

Название такое, что интригу создать!
Железнодорозные темы у нас уже были: здесь "Город в дорожной петле", спутниковые снимки города, Ж/д станции, а тут отдельная тема про станцию "Средняя"

Сегодня постараемся разобраться по существу вопроса :!:
TiMg33 писал(а):А почему... А меня вот всегда занимал вопрос : почему Ж/Д мост зовут "Чугункой" ? он же всё-таки стальной, и никогда из чугуна не был...
Или все таки был из чугуна? Каким же ему еще быть построенным в 1873 г.?

Как там умно сказал
Александр писал(а): ... что сталь, как таковая появилась только в конце 19 века, после изобретения конвертера. Само же массовое производство стало возможным в начале 20 века ( и то вешчь была дорога и не всегда качественна. Угольные домны (конвертеры) были безумно неэкологичны и малопроизводительны). Всё, что было до этого - это железо. оно же чугун (если примитивно, без объяснений хим составов онных). Вообще-то сталь выплавляют в электрических печах. А до войны с электричеством сами понимаете как было. Да и легирующие добавки (хром, никель марганец и прочие, тоже стали добывать не так давно (в историческом контексте)
Однозначно, понятно, что не стальным. В таком случае появляется вопрос: чем все-таки отличается железо от чугуна? Или как в детстве, когда любую штуковину серого-блестящего цвета называют "железякой"?

Вот интересную легенду нагуглила, правда не про нашу деревню... Впрочем, всего-то заменить Петровск на Алексин, Саратов на Калугу, Кузнецк на Тулу :D
Правда ли это или нет — невозможно узнать за давностью лет.
Но рассказывают, что как-то сидели купцы славного города Петровска, что находится в Саратовской губернии, и пили водку в ресторане "Север". Было весело и душа просила чего-нибудь еще. Мимо них саратовские купцы провозили в разобранном виде железный мост из Саратова в город Кузнецк, который в ту пору входил в состав Саратовской губернии. И взыграло самолюбие — захотелось петровцам заиметь этот мост. Слово за слово и сговорились между собой купцы — продавцы и купцы — покупатели. Но проезжающие купцы были ребятами ушлыми и заломили высокую цену. Но пьяному море по колено и петровцы согласились с завышенной ценой и купили мост. Затем подарили его своему городу Петровску.
И хотя мост был железный, но именно тогда пошла поговорка "СтОит как чугунный мост".
А что Александр, чугун много дороже железа обходился?

Ладно, ищем дальше:
Мост через р. Оку у г.Алексин на Ряжско-Вяземской ж.д

Металлический четырехпролетный железнодорожный мост построен в 1873 г. Длина моста 323 м. Автор проекта Н.А.Белелюбский.
Модель выполнена в 1874. на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге.
Масштаб 1:25
[b]Металлический [/b]четырехпролетный железнодорожный мост построен в 1873 г. Длина моста 323 м. Автор проекта Н.А.Белелюбский.<br />Модель выполнена в 1874. на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге.
[b]Металлический [/b]четырехпролетный железнодорожный мост построен в 1873 г. Длина моста 323 м. Автор проекта Н.А.Белелюбский.
Модель выполнена в 1874. на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге.
Вот тут http://scbist.com/ekskurs-v-istoriyu-zheleznyh-do ... e-zheleznodorozhnye-mosty.html много про железнодорожное мостостроение в России , приведу только цитату где про наш мост, остальное желающие могут почитать перейдя по ссылке.
Мост через Оку около Алексина, построенный в 1872—1874 гг., стал, по существу, дальнейшим шагом вперед в развитии конструкций металлических пролетных строений. Все раскосы в средней части ферм пролетных строений имели жесткое поперечное сечение, раскос в первой панели принят восходящим. Жесткие сечения раскосов, испытывавших знакопеременные усилия, улучшили условия работы; восходящий опорный раскос позволил облегчить сечение опорной стойки и усовершенствовать конструкцию опорного узла. Повышенная жесткость связей уменьшила их вибрацию, а вместе с тем и расстройство заклепочных соединений.
Самый протяженный в Европе железнодорожный мостовой переход через Волгу у Сызрани, построенный в 1876—1880 гг., имел 13 пролетов пo 109,2 м. При составлении проекта моста были решены не только конструкторские задачи, но и разработаны принципы расчета отверстий больших мостов, не потерявшие своего значения и в настоящее время. Работами по строительству моста руководили военный инженер В. И. Бе-резин и инженер путей сообщения К. Я. Михайловский. Сызранский мост явился «одним из самых грандиозных созданий русского инженерного искусства» .
Мост на открытках 1905 года
Железнодорожный мост через реку Оку.jpg
Железнодорожный мост цв..jpg
И судя по всему внешний вид моста за много лет не сильно изменился
2009
2009
2011
2011
Фото может не самые удачные, зато точно знаю что мост на них наш :)

еще парачка "загуглиных фото"
588.jpg
588.jpg (55.63 КБ) 2265 просмотров
3kkn96-ar7.jpg
3kkn96-ar7.jpg (95.56 КБ) 2265 просмотров
Пытливый взор, конечно же найдет 10 отличий

Тогда ищем дальше
Во время Великой Отечественной войны 1941-45 годов Алексин был оккупирован немцами с 29 ноября до 17 декабря 1941 года. Город был сдан им без боя, и отступающие советские войска не успели исполнить приказ Сталина об уничтожении своих же населенных пунктов при отступлении, и разрушить промышленные предприятия с недавно построенными жилыми домами для рабочих. Был взорван только железнодорожный мост через Оку, который сразу же был восстановлен немцами. Второй раз мост взорвали уже немцы при отступлении из Алексина. По легендам, немцы лишь пожурили советского железнодорожного служащего, взорвавшего мост перед их приходом. Чекисты же, вернувшиеся в 1942 году, расстреляли этого бедного служащего за то, что он при бегстве советских войск взорвал мост некачественно: дескать, слишком быстро немцы его восстановили. Так или иначе, в 1942 году железнодорожный мост был кем-то восстановлен под руководством советских инженеров.
http://givenchy-parfum.livejournal.com/12601.html
Немецкая аэросъемка
Немецкая аэросъемка
N8b-dj4hmdQ.jpg (128.73 КБ) 2265 просмотров
На немецкой аэросъемке хорошо видно взорванный мост
Вероятность того, что снимки сделаны до оккупации, мне представляется большей, чем после или даже во время.
Да и по воспоминаниям мост взорвали наши http://vov.aleksin-city.info/2006/004/
Клочкова Раиса Ивановна, 1922 г.р.:На левом берегу уже были немцы, железнодорожный мост был взорван, и они, т.е. немцы, стреляли из-за Оки по баракам
Сильянова (Шацкая) Зинаида Петровна, 1929 г.р.Мост железнодорожный, помню, взрывали наши примерно в 11 часов ночи, чтобы немцы не шли в Тулу.
Вспоминает Кулакова Анна Павловна, 1924 г.р.Когда немцы наступали, заставляли народ лед намораживать, чтобы техника могла перейти на другой берег. Мост через Оку был понтонный, он был взорван. Вот немцы и гоняли людей на реку, черпали воду ведрами из поруби и поливали, намораживали лед. Народу было много, вся Ока была черная. Вот лед, которых гнали намораживать, с тех валенки, бывало, снимали.

Да и вряд ли могли успеть восстановить мост, все-таки не долгое время был Алексин в оккупации
Интересно откуда автор ЖЖ взял эту цитату, не похоже что сам придумал :?:

Все-таки получается что восстанавливали уже после войны, по современным технологиям.

Для любителей почитать
газетные вырезки в формате ПДФ
https://yadi.sk/i/Q9frsdyXgTetV Ока в истории Алексина. Мосты начала ХХв.
https://yadi.sk/i/SCfSDSPkgTetT Ока в истории Алексина. Переправы и мосты.
Изображение
Аватара пользователя

TiMg33
Сообщения: 528
Зарегистрирован: 14 апр 2011, 16:04
Имя: Сергей
Откуда: отсюда...
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 14 раз

Сообщение TiMg33 »

Александр писал(а):Всё, что было до этого - это железо. оно же чугун (если примитивно, без объяснений хим составов онных).
Ну тогда, по этой логике : вода, спирт, стеклоочиститель, дихлофос и бензин могут быть классифицированы и как "питьевые жидкости"... :D Не вдаваясь в подробности (если примитивно, без объяснений хим составов онных) - ну пить-то можно... (зачем и сколько раз - это уже лишние нюансы).
А железо становится чугуном только при превышении в еёйном составе углерода в 2.4 %
Это с одной стороны...
С другой -
Справочник конструктора-машиностроителя говорит, что, к примеру серому чугуну свойственна небольшая чувствительность к воздействию внешних концентраторов напряжения при циклических нагрузках(чем не проход паровоза ?), и высокий коэффициент поглощения колебаний при вибрациях, в 2 - 4 раза выше, чем у стали. И высокие антифрикционные свойства(что по-видимому немаловажно в случае клёпанных соединений)...
С третьей -
Чугун - он же колкий и хрупкий ?! При этом не ковкий, а значит не пластичный ? Таки, значит прокатке тоже не поддаётся... (ну-ууу.... каГбэ не на слуху выражение "чугунопрокатный стан"... прокатные валики из чугуна - да, станины из чугуна - да. Сам стан, для именно прокатки самого чугуна - нееее).
Тогда - литьё остаётся ? (а ещё помним, что чугун не варится (ну в то время уж точно), или не ?).

А теперь глядим на старые открытки-фотки... Ну не "вяжутся" в моём представлении элементы и их сопряжения с только отливками и заклёпками (кроме "забора") - либо слишком здоровые "детальки", либо элементов не хватает...
В общем вопрос открытый пока.
"-Электроудочник !!!" орал рыбинспектор Герасиму, заметив Муму, привязанную к старому аккумулятору.
из книги "Зимний Джиг-Аккумулятор"

Игорь Петрович
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 09 фев 2013, 01:57
Имя: Игорь Петрович
Откуда: Теперь из Москвы
Поблагодарили: 15 раз

Сообщение Игорь Петрович »

ALiKA писал(а):Или все таки был из чугуна? Каким же ему еще быть построенным в 1873 г.?
Мог быть построен из железа - первый железный мост в России был построен в 1853-1857 гг. (http://nplit.ru/books/item/f00/s00/z0000040/st066.shtml). И, скорее всего, именно из железа, поскольку строил его Белелюбский.
Там же:
в 1873 г. начались работы по замене деревянных железнодорожных мостов на дороге Петербург-Москва, прослуживших 35 лет. Замена деревянных мостов металлическими осуществлялась под руководством Н. А. Белелюбского. Он знал основы строительства железных мостов в Европе и Америке, критически их оценил и внес в мостостроение более рациональные конструкции. Были построены железные мосты через крупнейшие водные преграды.
А что чугунный - ну так строили его для "чугунки" - так когда-то железную дорогу называли. "Медленно еду по рельсам чугунным, думаю думу свою" - Некрасов.
Аватара пользователя

Александр
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 05 окт 2007, 07:46
Имя: Александр
Откуда: с.Колюпаново
Благодарил (а): 62 раза
Поблагодарили: 75 раз

Сообщение Александр »

Бляхин мухин. Отсыл в металловедение. Оно Вам надо? Железный мост был ЖЕЛЕЗНЫЙ, не стальной. Вот и всё. Что за кипиш подняли.
Железо-это природный минерал
Чугун - сплав железа с углеродом (более 2%)
Чугун выплавляется в домнах
Сталь-сплав железа (менее 45%), Легирующие добавки (соответствующий %) с углеродом (менее 2%)
Чтобы получить сталь из чугуна надо уменьшить в нем количество углерода, марганца, серы и фосфора. Сталь получают в кислородных конверторах, мартеновских печах и электропечах.

Мартен =большой расход топлива (мазут) и пипец экологии

Чтобы достоверно узнать из чего сделан мост, нужно напильничком нашкрябать с него стружку и отнести в лабораторию АХТТ но: Сначала вас расстреляет к ениням злой дядька, который блюдёт мост, потом вас пошлют туда же из АХТТ :D
Александр aka Kockul "Всегда и везде"
сайт: http://kolupanovo.jimdo.com/

Игорь Петрович
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 09 фев 2013, 01:57
Имя: Игорь Петрович
Откуда: Теперь из Москвы
Поблагодарили: 15 раз

Сообщение Игорь Петрович »

А
Александр писал(а):Железный мост был ЖЕЛЕЗНЫЙ, не стальной. Вот и всё.
А еще в 19 веке мосты в России (и не только в ней) строили из чугуна, и была некоторая разница между чугунными и железными мостами - материал разный. В России первый чугунный мост построили лет этак на 50 раньше первого железного.
Аватара пользователя

Александр
Сообщения: 2781
Зарегистрирован: 05 окт 2007, 07:46
Имя: Александр
Откуда: с.Колюпаново
Благодарил (а): 62 раза
Поблагодарили: 75 раз

Сообщение Александр »

Игорь Петрович писал(а):А еще
А у меня всё равно больше... :in_hysterics:



Если что: Сарказм.


Научен тупоютубовской аудиторией... :evil:
Александр aka Kockul "Всегда и везде"
сайт: http://kolupanovo.jimdo.com/
Аватара пользователя

Автор темы
ALiKA
Сообщения: 4338
Зарегистрирован: 22 май 2008, 08:49
Имя: Татьяна
Благодарил (а): 34 раза
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение ALiKA »

Игорь Петрович писал(а):А еще в 19 веке мосты в России (и не только в ней) строили из чугуна,...
А еще каменные мосты строили, я когда темку собирала интересные заметочку нашла: Каменный железнодорожный мост через реку Скнига
недалеко здесь кстати :!:

А представьте себе споры, знатоков металловедения лет сто назад! Тут же все от уровня образованности зависит. Кто название "чугунка" за мостом закрепил? Случайно ли ни работники Мышегского чугунолитейного завода? :)

[upd=1430975239][/upd]
Да меня вот эта "железяка" долгое время занимала, отчего то я думала что эта деталь от старого моста.
Изображение
А теперь вот смотрю, вроде как нет на старом мосту похожих деталей.
Что это, уважаемые знатоки мостов?
Изображение
Аватара пользователя

Hartamon
Сообщения: 1620
Зарегистрирован: 04 мар 2009, 15:04
Имя: Влад
Откуда: Тула
Благодарил (а): 108 раз
Поблагодарили: 17 раз

Сообщение Hartamon »

Это поворотный круг.

[media]http://www.youtube.com/watch?v=sLC5dbD8pkE[/media]

Игорь Петрович
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 09 фев 2013, 01:57
Имя: Игорь Петрович
Откуда: Теперь из Москвы
Поблагодарили: 15 раз

Сообщение Игорь Петрович »

ALiKA писал(а):Да меня вот эта "железяка" долгое время занимала
В детстве мне на нем даже покрутиться однажды удалось - мальчишками чем-то приглянулись машинисту маневрового паровоза и он нас по станционным путям возил. А обычно на нем разворачивали паровозы пассажирских поездов Калуга-Алексин и Тула-Алексин перед обратной дорогой. Потом тульский поезд стал таскать тепловоз, а у него две кабины, разворачивать не надо, а калужский вообще венгерским дизель-поездом заменили.
Ну и пока по станции было активное грузовое движение (до конца семидесятых годов, емнип), то и товарные паровозы на нем разворачивали.
А обсуждаемый мост активно использовался при маневровой работе.
Аватара пользователя

Автор темы
ALiKA
Сообщения: 4338
Зарегистрирован: 22 май 2008, 08:49
Имя: Татьяна
Благодарил (а): 34 раза
Поблагодарили: 36 раз

Сообщение ALiKA »

Прикольно! Я такую штуку только в "паровозиках из Чаггингтона" видела :D
Изображение

Игорь Петрович
Сообщения: 339
Зарегистрирован: 09 фев 2013, 01:57
Имя: Игорь Петрович
Откуда: Теперь из Москвы
Поблагодарили: 15 раз

Сообщение Игорь Петрович »

http://www.parovoz.com/regio/?ID=509 - вот парочка более свежих фотографий круга. И кратенькое обсуждение: http://www.train-photo.ru/details.php?image_id=74114
Ответить

Вернуться в «История, достопримечательности»